- Условность, друг мой, условность - вот основа на которой строится
тот или иной образ или держится идея.
- Это ты по-моему загнул. На одной условности далеко не уедешь.
- Еще как уедешь. Часто на условности держится абсолютно всё. Это как
показательный бой. Вспомни. Ты ведь сам участвовал в таких
представлениях?
- Было дело.
- Так кому как не тебе знать, что в таком бое оговаривается и
репетируется каждая связка, каждый удар. Иначе не будет зрелища. Не
будет красиво и эффектно.
- Положим с показательным боем понятно - здесь не должно быть
неожиданностей. Но ведь, когда выступает психолог или пишется книга -
здесь ведь всё по-настоящему.
- Дружище! Ты наивен как дитя. Кто же выпустит в эфир сырой,
неподготовленный материал. И тот психолог и его так называемые
пациенты заранее знают свой текст и те "вольности", которые им
позволены. Потому что иначе...
- Не будет представления?
- Именно! Зрители хотят зрелища - они его получат!
- Но книги?
- А что книги? Всей правды о том, как пишется книга читателю знать не
полагается. Это кулисы - куда вход разрешен только участникам
спектакля и рабочим сцены. Даже биография писателя (пока он Жив) точно
такая же условность, как и многое из того, что написано в книге. Если в
книге будет только голая и непричесанная правда, и истина, то такую
книгу никто не будет читать. Читатель ждет зрелища - он его получит.
- Ты хочешь сказать, что все книги лгут?
- Что ты? Совсем наоборот. Скажи, в показательном бою разве
используются какие-то другие приемы или удары, чем в бою реальном?
- Те же самые. Просто с другой целью.
- Правильно. С другой целью! Реальный бой скоротечен и совсем не
выглядит зрелищным. Как и реальная Жизнь. А в книгах показывают Жизнь
вроде бы реальную, но чуть зрелищнее, чтобы получилось представление.
- И для этого в книгах пишут неправду?
- Почему неправду? Пишут всё тоже, что и в реальной Жизни, но
несколько иначе. А иначе получится справочник, сухой и конкретный. Как
реальная Жизнь. Но и это еще не всё? Вот скажи в показательном бое с
его участниками что-то случается?
- Нет. Максимум несколько ссадин и царапин и то если что-то вдруг
плохо было подготовлено.
- Точно. Потому, что показательный бой будет показан еще и еще раз. И
значит бойцы должны уцелеть. Представь, что тебе дали книгу в которой
написано всё однозначно и конкретно - как в Жизни. Тебе захочется её
перечитывать? Или читать еще книги этого автора?
- Скорее все нет.
- Условность и еще раз условность. Читатель или зритель должны
получить ощущение прикосновения к чему-то настоящему, но так чтобы им
еще раз захотелось к этому прикоснуться.
- Значит поэтому те кто искреннее верит написанному в книгах обречены
на то, что будут снова и снова их читать?
- Да. И каждый раз у них будет ощущение, что вот-вот они всё
наконец-то поймут. Что вот она - истина.
- Но как же тогда быть?
- Да точно также как и с реальным боем. Понимать разницу между боем
показательным и настоящей дракой. Понимать разницу между реальной
Жизни и некоторой показательной концепцией. И это не так трудно как
может показаться. Более того, как бы не была красива показательная
фишка, в реальной Жизни приходится полагаться только на то, что
срабатывает и помогает Жить.
- Не читать книг? Не посещать тренинги? Не слушать психологов или
мистиков?
- Вовсе нет. Но читая, посещая и слушая - давать себе труд отделить
настоящее от условности. Я тебе рассказал про обратную сторону
условности. Это знание может оказаться как полезным, так и опасным.
Ведь это знание, которое обычно скрывают за кулисами.
Найдено на auka.livejournal.com
Чтиво